Речь идет о задаче компьютерного анализа текста на предмет выражения в нем положительного или отрицательного отношения к объекту (персоне, организации, товару): “кого и за что хвалят или ругают?”. В России эта задача изначально оказалась востребованной на рынке в связи с активным развитием политтехнологий. За рубежом она также известна под названием “opinion mining”, и применяется еще в маркетинговых исследованиях. Исследование субъективного образа объекта, естественно возникающего или намеренно формируемого в информационном поле, является важнейшей составляющей обеспечения эффективной политики и бизнеса, оценки эффективности пиара и рекламных компаний, выбора целевой аудитории для маркетинга товаров и услуг.
Основными источниками информации для проведения такого рода анализа являются: публикации СМИ, сообщения социальных сетей Интернета, специализированные сайты с отзывами.
Наши лингвистические технологии позволяют распознать:
А) Явную характеристику объекта, его действий и их результатов с использованием тонально-окрашенной лексики, несущей в себе оценочную семантику, например: X — плохой руководитель; решение X было глупостью;X бездумно решил; мне нравится подвеска у Y; размер багажника на Y вызывает восторг;
Б) Неявную характеристику объекта, связанную с упоминанием в тексте таких ситуаций, при восприятии которых возникает эмоциональная реакция “хорошо/плохо”. Допустим, X не борется с олигархами; действия X привели к росту цен; пенсионеры выступают против X; двигатель Y не отличается надежностью; на Y глючит электроника; в движке Y появляется непонятный звук;
Помимо определения отношения к заданному объекту (какими эпитетами награждают губернатора Чукотки в блогах ЖЖ?), технология имеет обратное применение — исследование предпочтений, вкусов аудитории (что любят и покупают, чем занимаются и интересуются члены автомобильного сообщества ЖЖ?). Сегодня, в связи с наполнением социальных сетей Интернета огромным количеством текстового материала, данный инструмент социологического исследования обретает огромное поле для своего применения.
Продукты, использующие технологию: